Лотки теплотрасс и канальные плиты
Лотки маркировки Л серии 3.006.1 предназначены для прокладки под землей каналов КЛ, используемые под трубопроводы различного назначения, теплотрассы, электро и телефонные кабеля и т.д.
Каналы КЛ состоят из лотков с опирающимися на них съемными крышками. Каналы КЛп из крышек с лежащими на них лотками. Каналы КЛс из верхних и нижних лотков, опирающихся друг на друга и закрепленных с помощью швеллеров.
Помимо лотков для прокладки теплотрасс ранее использовались каналы из кирпичной кладки. По сравнению с ними, лоточные каналы имеют ряд преимуществ:
- цена канала значительно ниже,
- скорость укладки намного выше,
- несущая способность канала выше,
- за счет деформационных швов и гидроизоляции стала возможна укладка канала в сейсмоактивных зонах, при плавающем грунте, а также в условиях наличия грунтовых вод.
Монтаж.
В качестве подкладки под лотки используют песочную подушку толщиной 100мм. Монтаж лотков осуществляется с помощью специально изготовленных из арматуры S-образных крюков, продеваемых в боковые (строповочные) отверстия лотков. Плиты изготавливаются кассетным способом, поэтому петли в них закладываются с одного из торцов, а не сверху как, например, в плитах перекрытий. Для монтажа рекомендуется использовать чалки, либо монтировать крюками за петли, но опускать плиту осторожно, стараясь избегать вырывания петель при боковых нагрузках. В качестве подкладок под трубопроводы внутри лотков рекомендуется использовать опорные подушки ОП, либо другие материалы, например, обрезки металлической профильной трубы, швеллера или балки.
Швы между лотками и плитами рекомендуется заполнять бетоном марки М-50 или выше. Строповочные боковые отверстия в лотках также заделываются бетоном марки М-50.Наружные поверхности каналов покрываются гидроизоляцией в качестве защиты от грунтовых и дождевых вод. При укладке лотков каждые 50 метров, а также в местах изменения нагрузки, рекомендуется делать деформационные швы, чтобы повысить несущую способность канала и избежать его разрушения вследствие сдвигов грунта. В качестве материала для деформационных швов и гидроизоляции используют битумную мастику или другой материал с теми же свойствами. Обратную засыпку грунта рекомендуются проводить слоями по 20-30 см одновременно с обеих сторон канала, чтобы избежать возможных сдвигов и перекосов.
Типоразмеры. Маркировка.
Маркировка лотка расшифровывается следующим образом: например, для Л-4-15/2. Л-4 типоразмер лотка; 15 расчетная нагрузка на лоток = 15тс/м2; /2 длина лотка составляет половину от номинальных 6 метров, т.е. 3 метра. Следует учитывать, что расчетная вертикальная нагрузка на лоток не совпадает с таковой на крышку, поэтому подбор материалов для устройства конкретного канала проводится под требуемую нагрузку отдельно как для лотка, так и для крышки.
Маркировка крышки расшифровывается похожим образом: П-5-8. П-5 типоразмер плиты; 8 расчетная вертикальная нагрузка =800 кгс/м2. Нормативная длина крышки в отличие от лотка составляет 3м, поэтому /2 не пишется. Фактически несущая способность крышки марки П принята за 400 кгс/м2, поэтому ее рекомендуется использовать только для каналов с глубиной закапывания до 4м и без дополнительной внешней нагрузки (как вариант глубина закапывания до 2 метров и дополнительная нагрузка в виде пешеходов на пешеходной дорожке). Для прокладки же каналов под автомобильными дорогами рекомендуется использовать укрепленные (несущие) плиты марки ВП.
Следует помнить, что некоторые крышки малых размеров несут нагрузку только в одном направлении, так как в их производстве применяются не сетки, а отдельные прутья, лежащие в бетоне вдоль длины плиты. Если такую плиту положить поперек или, что часто встречается на практике, неправильно положить под нее подкладки при транспортировке или хранении, она тут же сломается. Поэтому различают, например плиты В-11 и В-12, хотя они и имеют абсолютно одинаковые размеры
Типоразмеры лотков:
Маркировка а b h m n
Л-4 50 780 530 620 450
Л-6 50 1160 530 1000 450
Л-7 50 1160 680 980 600
Л-11 60 1480 700 1280 600
Л-15 70 1840 720 1600 600
Л-23 80 2460 740 2180 600
Плита несущая ВП.
Плиты марки ВП изготавливаются по рабочим чертежам РК 2303-86 в соответствии с ТУ 5858-071-04001232-2001 и рассчитаны на временную нагрузку по схеме НК-80 при глубине засыпки над верхом 0,2 4,0 метра.
Согласно СНиП 2.05.03-84 для сооружений на основных магистральных дорогах временные нагрузки от подвижного транспорта следует принимать от одиночной машины НК-80. НК-80 нормативная нагрузка, состоящая из одиночной машины на колесном ходу весом 785 кН (80 тс).