Российский рынок строительного кирпича

Российский рынок строительного кирпича в докризисный период демонстрировал устойчивый рост. Его объем в натуральном выражении по итогам 2008 года составил около 13.6 млрд. усл. кирпичей (условный кирпич – блок размером 250х120х65 мм). Несмотря на начало кризиса строительной отрасли во второй половине 2008 года, по итогам предыдущего года, за счет активного строительства в первом полугодии и завершения начатых проектов – во втором, еще наблюдался положительный прирост потребления строительного кирпича – 3.6%. Однако в 2009 году ситуация ухудшилась: по оценкам Research.Techart, объем рынка резко сократился (почти на 38%) и достиг уровня 8.5 млрд. усл. кирпичей, что ниже даже показателя 2005 года (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика рынка строительного кирпича в России в 2006-2009 годах

В качестве одной из основных тенденций рынка строительного кирпича в России в последние годы можно назвать сокращение доли производства продукции в общем объеме выпуска стеновых материалов, что связано с ростом популярности альтернативных материалов (например, ячеистого бетона). Так, с 2005 по 2009 годы доля строительного кирпича в общероссийском объеме производства стеновых материалов сократилась с 74% до 67% (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Доля строительного кирпича в общем объеме производства стеновых материалов в России в 2005-2009 годах, %

Российский рынок кирпича является в значительной степени региональным. Спрос на материал в большинстве областей удовлетворяется за счет продукции, производимой в пределах своего или, максимум, соседнего региона, импортные поставки практически отсутствуют (доля импорта не превышает 1% от общего объема потребления).

В связи с этим в России насчитывается большое количество производителей строительного кирпича (около 700). Это могут быть как специализированные предприятия по выпуску стройматериалов, так и заводы металлургического, машиностроительного и химического комплексов, а также предприятия добывающих отраслей промышленности и отрасли по производству минеральных удобрений.

Вследствие региональности рынка ни один из крупных производителей не занимает более 2% в общероссийском объеме выпуска данного строительного материала. Ведущие компании-производители строительного кирпича по федеральным округам представлены в таблице 1.

Таблица 1. Крупнейшие производители строительного кирпича по федеральным округам в 2008 году

Название компании Регион Доля, %
Центральный федеральный округ
ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов" Воронежская область 6.19
ОАО "Липецкий комбинат силикатных изделий" Липецкая область 4.85
ЗАО "Ковровский завод силикатного кирпича" Владимирская область 3.59
Северо-Западный федеральный округ
ОАО "Победа ЛСР" Ленинградская область 14.13
ЗАО "Павловский завод строительных материалов" Ленинградская область 12.45
ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича" Вологодская область 11.28
Южный федеральный округ
ЗАО "Завод силикатного кирпича" Волгоградская область 5.42
ЗАО "Михайловский завод силикатного кирпича" Волгоградская область 5.42
ОАО "Цигель" Ставропольский край 5.39
Приволжский федеральный округ
ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов" Республика Татарстан 5.51
ООО "Чапаевский силикатный завод" Самарская область 3.23
ЗАО "Борский силикатный завод" Нижегородская область 3.15
Уральский федеральный округ
ООО "Инвест-Силикат-Стройсервис" Тюменская область 13.93
ОАО "Ревдинский кирпичный завод" Свердловская область 12.16
ООО "Кирпичный завод Стройпластполимер" Свердловская область 9.03
Сибирский федеральный округ
ОАО "Силикатный завод" Забайкальский край 8.43
ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" Новосибирская область 8.16
ООО "ЗСМ 7" Новосибирская область 6.31
Дальневосточный федеральный округ
ОАО "Корфовский каменный карьер" Хабаровский край 36.34
ОАО "Благовещенский завод строительных материалов" Амурская область 26.82
ООО "Нордфолк" Хабаровский край 12.05

Согласно оценке Research.Techart, около 70% от общего объема потребления кирпича в России используется для строительства жилых домов. Кроме того, значительное количество материала идет на строительство коммерческой недвижимости (около 15%). Небольшие доли рынка приходятся на строительство объектов социальной сферы и промышленных зданий.

Анализируя структуру потребления строительного кирпича в зависимости от его вида, можно отметить, что, по данным Researh.Techart, более 50% в ней занимает керамический кирпич, и его доля увеличивается с каждым годом. Противоположная тенденция характерна для "других видов" кирпича. С 2007 года наблюдается снижение доли силикатного кирпича в общем объеме потребления.

Что касается дальнейшего развития российского рынка строительного кирпича, по прогнозу Research.Techart, в 2010 году, вследствие развития кризиса строительной отрасли и снижения объемов многоэтажного жилищного строительства, ожидается сокращение потребления данного материала еще на 10%.

С 2011 года на рынке, предположительно, будет наблюдаться некоторое оживление, в связи с чем темпы роста его объема будут положительными. При этом наибольший прирост потребления кирпича (около 6%) придется на 2013 год как время максимальной активизации строительства в посткризисный период.

В долгосрочной перспективе, по оценке Research.Techart, темпы роста потребления строительного кирпича не будут превышать 4-5%, что связано с постепенным замещением данного материала более инновационными товарами-заменителями, особенно в малоэтажном строительстве (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Прогноз динамики рынка строительного кирпича в России в 2010-2015 годах

Маркетинговое исследование российского рынка кирпича

Аналитический отчет (pdf) - 88 стр., база данных (chm) - 46 компаний

Скачать описание отчета в PDF

Внешний вид базы данных участников рынка ("скриншот")


Цена: 20000 руб.

Условия оплаты: Безналичный расчет

Условия доставки: Готовые маркетинговые исследования отправляются заказчику сразу после оплаты; заказные аналитические материалы - в срок, предусмотренный договором

Оформить заказ или задать вопрос
Ваше имя * 
Контактная информация *
Ваш E-mail 
или телефон 
Ваши пожелания или вопрос  

Статья подготовлена специально для портала "Ваш Дом"
на основании данных маркетингового исследования российского рынка строительного кирпича,
выполненного Research.Techart 1 февраля 2010 года