Декупаж на мебели
Содержание статьи
Все новое — это призабытое старое
Поэтапный декупаж на мебели
Техники декупажа
Этап завершения декупажа
Все новое — это призабытое старое
Каждая эпоха имеет свои эталоны красоты, свои техники ее достижения. Но нельзя забывать о том, что все новое в основе своей содержит элементы старого, чуть подзабытого или немного измененного временем, человеком, культурой страны, в которой он проживает. И поэтому вовсе не удивительно, что мы так часто возвращаемся к истокам прошлого, стараясь почерпнуть вдохновение у тех, кто был до нас. К тому же, идти проторенной дорогой гораздо проще, чем прикладывать неимоверные усилия, продираясь сквозь тернии к едва различимым звездам вдали, за горизонтом.
Но не менее интересно, идя старой, давно протоптанной тропой, вдруг находить нечто совершенно новое, неизведанное. При этом оставляя идущим следом свой собственный, неповторимый след. Так же и с техникой декупажа, которая, возникнув очень давно и отнюдь не в Украине или России, до сих пор захватывает дух своей простотой и доступностью. И одновременно возможностью создать нечто эксклюзивное и необычное. Мы уже говорили с вами о применении этой техники на разных материалах (более подробно смотрите в статье Объемный декупаж — мастер класс). Сегодня речь пойдет, как вы уже догадались, о следующем этапе — это декупаж на мебели.
Конечно, можно ограничиться обычной покраской старой мебели, обновив и немного освежив ее. Но если вы готовы потратить немного больше вашего времени и приложить чуть больше усилий, то декупаж — это как раз то, что вам нужно!
Поэтапный декупаж на мебели
Итак, приготовим вначале такой необходимый для работы материал, как:
-
рабочую поверхность (т.е. определимся, что из мебели мы хотим преобразовать, украсить или просто придать этой вещи совершенно иной вид);
-
материал для аппликации (декоративные бумажные салфетки, узоры из ткани, иллюстрации из журналов, кожу, бисер и т.д.);
-
специальные ножницы для вырезания из бумаги или обычные, канцелярский нож;
-
наждачная бумага (хороша при обработке различных деревянных поверхностей, особенно старых, на которых всегда найдется множество зазубрин, выпуклостей или трещин);
-
плоские кисточки 1-2 см (более тонкие для нанесения клея и более широкие для нанесения лака);
-
малярный скотч;
-
акриловый лак глянцевый или матовый (однако, при использовании бесцветной акриловой краски, лак может и не понадобиться);
-
акриловые краски (тех оттенков и цветов, которые соответствуют вашему наброску).
Материал подготовлен, приступим к подготовке рабочей поверхности. Здесь все зависит от того, из чего сделана ваша мебель. Если мы имеем дело с деревом или шпоном, то не стоит забывать, что старое дерево обычно пропитывалось воском, а шпон покрывали лаком. Эти химические составы вряд ли можно отнести к нейтральным. А значит, наиболее подходящим способом будет удаление древнего покрытия с помощью любых химических средств для удаления старой краски или лака из ближайшего строительного магазина. Там же вы сможете найти отбеливатель или морилку для сохранения и облагораживания фактуры древесины.
Если же ваша мебель сделана из более доступного материала, например, из ДСП, ламината, МДФ или стекла, то вам потребуется лишь обезжирить вашу рабочую поверхность. Это можно сделать ватным тампоном, смоченным в спирте или жидкости для мытья стекол.
После того, как наша вычищенная до блеска и отполированная наждачной бумагой (в случае необходимости) мебель или ее часть, замерла в ожидании чудесного превращения, мы берем в руки кисть. Ею покрываем всю или только ту часть, на которой будет аппликация белой акриловой краской. Иначе рисунок потеряет ту насыщенность цветовой гаммы, которой обладал изначально. Для сравнения приведу ниже пару фотографий.
Во втором случае, когда поверхность остается темной, на нее часто наклеивают фрагменты узора из более плотного материала, чем салфетка. Тогда цвет не утрачивается, а рисунок обретает дополнительный объем и эффект оживания всей аппликации. Кажется, что если провести над столиком рукой или просто легонько хлопнуть в ладоши, все эти бабочки в одно мгновение вспорхнут и закружатся у тебя над головой. Как видите, во всем можно найти свои преимущества. Стоит лишь их поискать.
Когда поверхность подготовлена и окрашена, стоит заняться бумажными фрагментами, подготовив их к нанесению на рабочую поверхность. Самый обычный способ — вырезание узора из бумажной салфетки и последующее его расслоение. При этом используется самый верхний, наиболее красочный, слой. В случае, если вам вдруг не нужны идеально вырезанные контуры рисунка, а наоборот, вы хотели бы придать ему форму немного небрежную, хаотичную, то вместо вырезания можно использовать технику обычного обрывания краев салфетки.
Для получения более тонких переходов узора, вырезанного из плотной бумаги, используют мелкозернистую шкурку. Для этого истончают обратную сторону рисунка от середины к краю, пока он не станет достаточно прозрачным.
Теперь осталось лишь нанести приготовленную аппликацию на готовую рабочую поверхность. Здесь вы можете использовать как прозрачный акрил, так и самый обычный, немного разбавленный, клей ПВА. Последний любят больше, т.к. он позволяет не просто приклеить фрагменты рисунка точно на отведенное для этого место, но и устранить возможные неровности путем аккуратного разглаживания пузырьков мокрой салфетки. Если после этого остается лишний клей, не забудьте промокнуть его сухой тряпочкой. После того, как рисунок высохнет, можно сгладить границы между рисунком и фоном при помощи губки и краски нужного оттенка. Тогда переход будет более плавным и менее заметным.
Техники декупажа
Конечно, можно остановиться и на вышесказанном. Но если еще немного потерпеть и добавить пару-тройку штрихов, то может получиться и нечто совершенно отличное от первоначального вида предмета вашей мебели. Декупаж на мебели может быть более интересен. Например, часто в виде дополнительного эффекта используется метод «наведения теней». Взяв губку и смочив ее в краске, легкими и касательными движениями наносим контуры вокруг рисунка и рамки, в которой он размещен. Можно использовать поочередно два близко звучащих оттенка. Затем берем другую губку и, окунув ее в краску основного цвета, создаем плавный переход между фоном и сотворенной нами тенью.
Возможно, вам покажется, что и этого мало, тогда можно использовать технику «создания потертостей». Однако настраиваться на этот метод следует изначально. Поскольку, чтобы получить эффект потертости старой вещи, рабочую поверхность вначале грунтуют темной краской, натирая отдельные ее участки воском (но только обязательно после высыхания грунтовки!). Затем наносится основной, светлый фон. Когда он высохнет, в одном или перпендикулярных друг другу направлениях шкурят линейными движениями в тех местах, которые предварительно были натерты воском, освобождая нижний, темный, слой краски. Получается этакая потертая поверхность.
Кроме всего прочего, можно использовать еще и технику «кракелюр», на которой более подробно мы остановимся в специально посвященной этому статье. Пока давайте лишь полюбуемся украшенным с помощью данной техники комодом.
Этап завершения декупажа
Что ж, из-под ваших рук только что родилось новое трюмо или детский стульчик. И вы вправе могли бы пойти отдохнуть, но… простите, работа не доведена до конца! Вы забыли зафиксировать получившийся рисунок! Лучше всего для этого подойдет матовый лак, поскольку в отличие от глянцевого, он не дает отблесков при боковом освещении, не режет глаза. Наносить лак следует в 2-3 слоя, не меньше, оставляя каждый на необходимое время для просушки. Сколько для этого нужно времени вам подскажет надпись на упаковке.
Однако, если для вырезания фрагментов вашего узора, вы использовали более толстую бумагу, чем салфеточная, то здесь вы не сможете отделаться двумя слоями лака. Их понадобится не менее пяти. Если вашей рабочей поверхностью послужила садовая скамья или столик, любая вещь, которую вы будете использовать на открытом воздухе, то в целях ее сохранения лучше использовать специально созданный для этого акриловый лак на водной основе.
При создании мебели в винтажном стиле, не забудьте покрыть рамки необходимым для завершения стиля цветом краски. Но главное: никогда не останавливайтесь на достигнутом! Ведь нет предела совершенствованию. И украсив полочку, можно в том же стиле украсить тарелочку или самую обычную и ничем таким не примечательную садовую лейку. И получится уже не одна картина, а целое панно!