Дорожные плиты
Дорожные плиты - это железобетонные изделия, применяемые в дорожном строительстве. Дорожные плиты широко используются для устройства сборочных покрытий постоянных и временных дорог под автомобильную нагрузку
Дорожные плиты активно используются при строительстве дорог повышенных автомобильных нагрузок.
Дорожные плиты могут применятся как для строительства покрытий аэродрома, так и для дорог под автотранспорт высокой тоннажности или временных городских дорог. Плиты дорожные используются для строительства дорог в районах с температурой наружного воздуха до минус 40С включительно.
Плиты дорожные железобетонные предварительно напряженные и плиты с ненапрягаемой арматурой изготовляются из тяжелого бетона. Применение железобетона в плитах позволяет резко повысить надежность и долговечность конструкций.
Разнообразие форм позволяет реализовать любое техническое решение.
Вес стандартной дорожной плиты составляет 2,2 т, вес аэродромной плиты - 4,2 т. Дорожные плиты для строительства временных дорог можно использовать несколько раз - б/у плиты долго не теряют своих качеств.
ТИПЫ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ
Дорожные плиты подразделяют на типы в зависимости от назначения:
- 1. - для постоянных дорог,
- 2. - для временных дорог;
- 3. - б/у - ранее использованные.
Также дорожные плиты делят по типу конфигурации:
- П - прямоугольная,
- ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом,
- ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами,
- ПТ - трапецеидальная,
- ПШ - шестиугольная,
- ПШД - шестиугольная осевая диагональная,
- ПШП - шестиугольная осевая поперечная,
- ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты,
- ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.
Дорожные плиты для временных дорог изготовляют без монтажных скоб. В этих плитах ниши для монтажных скоб допускают не устанавливать.
По согласованию с потребителем допускается изготовление плит типов П и ПТ с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата вместо монтажных петель и устройства ниш для них. При этом в предварительно напряженных плитах для постоянных дорог взамен монтажных петель необходима установка скоб. Число отверстий для цанговых захватов и их расположение определяют исходя из технологии изготовления плит и их монтажа.
Рабочая поверхность дорожных плит (верхняя поверхность дорожного покрытия) должна иметь рифление.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ
1. Дорожные плиты
следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и
технологической документации, утвержденной в установленном порядке, по
чертежам, приведенным в ГОСТ 21924.1-84 и ГОСТ 21924.2-84.
2. Дорожные плиты
подлежат изготовлению в формах, обеспечивающих соблюдение установленных
настоящим стандартом требований к качеству и точности изготовления
плит.
3. Дорожные плиты должны иметь заводскую готовность, соответствующую требованиям настоящего стандарта.
4. Дорожные плиты по прочности и трещиностойкости должны выдерживать контрольные нагрузки.
5. Дорожные плиты должны удовлетворять требованиям:
по показателям фактической прочности бетона (в проектном возрасте, отпускной и передаточной);
к качеству материалов, применяемых для приготовления бетона;
к качеству арматурных и закладных изделий и их положению в плите;
по маркам арматурной стали;
по маркам стали для закладных изделий и монтажных петель;
по отклонению толщины защитного слоя бетона до арматуры.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ВНЕШНЕМУ ВИДУ ПЛИТ
- Рифление поверхности дорожной плиты образуют путем применения в качестве днища поддона формы листовой рифленой стали по ГОСТ 8568-77 с ромбическим рифлением. Глубина рифа - не менее 1,0 мм. Рифленая поверхность дорожной плиты должна иметь четкий рисунок рифления без околов граней канавок. Шероховатость рабочей поверхности дорожных плит, изготовляемых этой поверхностью "вверх", получают за счет обработки поверхности (после уплотнения бетонной смеси) капроновыми щетками или брезентовой лентой.
- Размеры раковин и местных наплывов на рабочей поверхности дорожной плиты не должны превышать:
по диаметру или наибольшему размеру раковин ..................... 15 мм
по глубине раковин и высоте местных наплывов .................... 10 мм
Размеры раковин на нерабочей поверхности и боковых гранях дорожной плиты не должны превышать по диаметру или наибольшему размеру 20 мм. Околы бетона ребра (при их суммарной длине на 1 м ребра до 100 мм) не должны превышать 10 мм по глубине, измеряемой по рабочей поверхности дорожной плиты, и 20 мм - по нерабочей поверхности плиты.
- Трещины на поверхностях дорожных плит не допускаются, за исключением поверхностных усадочных и технологических шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм в количестве не более пяти на 1,5 м2 поверхности плиты.
ТЕХНОЛОГИИ УКЛАДКИ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ
Укладка дорожных плит - это процесс довольно таки трудоёмкий. В связи с этим появилась необходимость в специализированной технике, способной заменить человека на трудоемких массовых операциях.
Механизированная укладка дорожных плит появилась в конце 1970-х годов в Германии и прошла эволюционный путь от простых механических укладчиков до втоматизированных систем мощения, позволяющих производить не только укладку, но и множество других операций с помощью различного навесного оборудования и специализированных рабочих органов.
В настоящее время в мире механизированное мощение занимает лидирующие позиции на рынке работ большого объема. Такую популярность можно объяснить его преимуществами, основными из которых являются, помимо высокого качества и производительности, способность обеспечивать точный рисунок всего покрытия, избегать неровностей покрытия при укладке при соблюдении соответствующей технологии и получать равные межшовные расстояния на всей площади покрытия.
Производители техники для укладки дорожных плит не ограничиваются машинами и навесным оборудованием, они разрабатывают и комплекс механизмов, позволяющих подготавливать слои основания покрытия и основания для бордюров и водостоков, заполнять швы покрытий. Основой всех этих машин является самоходное устройство, оснащенное стрелой-манипулятором. Стрела с захватом-грейфером либо другим навесным оборудованием приводится в движение гидравликой.
Дорожная плита захватывается и выравнивается даже с высоты 2,6 м.
Одним из основных преимуществ механизированной укладки дорожных плит, является тот факт, что физическая нагрузка сводится к минимуму
Существенный недостаток, который не позволяет окончательно вытеснить ручной труд, это невозможность исполнения криволинейных рисунков из-за ограничений, связанных с геометрической формой захвата. Также невозможно без заводской предварительной сборки рисунка работать с разноцветными плитами и рисунками покрытий, состоящими из разноразмерных камней. Такие сложные формы пока приходится набирать вручную непосредственно на стройплощадке. Возможно, проблема постепенно решится, если на заводах начнут применять компьютеризированное оборудование по комплектации разноцветных слоев плит в поддоне.
ТЕХНОЛОГИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Для обеспечения высокого качества покрытий и их долговечности недостаточно одной механизации рабочих процессов, необходима правильная технология устройства покрытий. В Москве повсюду можно видеть последствия применения неправильной технологии. Это может быть проседание участков покрытия, разрушение его краев и вымывание песка, вздыбливание покрытий из-за перепадов температур зимой по причине отсутствия температурных швов расширения вкупе с применением песчано-цементных смесей для подосновы и многое другое.
В России мощеные покрытия применяют в основном для пешеходных зон, автостоянок и улиц с малой интенсивностью транспортного потока, а во всем мире их применяют и там, где существуют большие нагрузки на покрытия в доках, на складах, в портовых терминалах и даже для рулежных дорожек в аэропортах.
Существует четыре основных технологии возведения основания мощеных покрытий, каждая их которых имеет свои существенные отличия.
Кладка на цементопесчаную смесь. Технология применяется там, где необходимо создать водонепроницаемое покрытие с высокой несущей способностью, в частности, для автодорог. Основные его недостатки плохое сцепление с камнями из натуральных материалов, а также возможность нарушения целостности покрытия из-за перепада температур.
Вакуумным захватом можно поштучно укладывать крупные дорожные плиты
Возведение водопроницаемых (дышащих) покрытий с несущим слоем из щебня или гравия. Этот метод более экологичен и обеспечивает поддержание водного баланса почвы.
Использование щебеночно-гравийно-песчаных смесей и метода расклинки. Этот метод предотвращает уход песка в нижележащие слои из выравнивающего слоя, на который непосредственно осуществляется кладка.
Применение специальных изоляционных материалов. Такие покрытия препятствуют попаданию нефтепродуктов в почву и грунтовые воды.
Наибольшее распространение в мире получили водопроницаемые покрытия на щебеночно-песчаной основе. В совокупности с методами экологического мощения (применения водопроницаемых плит) данный метод используется везде, где нет необходимости в водонепроницаемых покрытиях.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ
1. Испытание дорожных плит по прочности и трещиностойкости: - Испытание плит по прочности и трещиностойкости следует проводить нагружением.
Дорожные плиты испытывают нагружением, только после достижения бетоном плит прочности, соответствующей классу бетона по прочности на сжатие и марке по прочности на растяжение при изгибе. Допускается использовать для испытаний плиты, имеющие раковины, местные наплывы и околы бетона, размеры которых превышают допускаемые настоящим стандартом не более чем в два раза, и другие дефекты, не влияющие на прочность плит.
Ширину раскрытия трещин замеряют в местах ее наибольшего раскрытия при помощи отсчетного микроскопа типа МПБ-2 с ценой деления 0,05 мм и набора щупов по ГОСТ 882-75
2. Прочность бетона дорожных плит на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180-78 на серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава и хранившихся в условиях по ГОСТ 18105-86.
3. Допускается определять фактическую прочность бетона дорожных плит ультразвуковым методом по ГОСТ 17624-87 или приборами механического действия по ГОСТ 22690.0-77 - ГОСТ 22690.4-77, а также другими методами, предусмотренными стандартами на методы испытаний бетона.
4. Морозостойкость бетона дорожных плит следует определять из серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава, по ГОСТ 10060-87. При этом бетонные образцы перед испытанием должны быть насыщены 5%-ным раствором хлористого натрия и в таком же растворе должны оттаивать после каждого цикла замораживания.
5. Водонепроницаемость бетона дорожных плит следует определять по ГОСТ 12730.0-78 и ГОСТ 12730.5-84 на серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава.
6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси дорожных плит следует определять по ГОСТ 10181.0-81 и ГОСТ 10181.3-81.
7. Контроль и испытание сварных арматурных изделий дорожных плит следует проводить по ГОСТ 10922-75.
8. Измерение напряжений в напрягаемой арматуре дорожных плит , контролируемых по окончании натяжения, следует проводить по ГОСТ 22362-77.
9. Методы контроля и испытаний исходных сырьевых материалов, применяемых для изготовления дорожных плит , должны соответствовать установленным государственными стандартами или техническими условиями на эти материалы.
10. Размеры, отклонения от прямолинейности, неплоскостность, толщину защитного слоя, положение монтажно-стыковых элементов, качество бетонных поверхностей и внешний вид дорожных плит следует проверять методами, установленными ГОСТ 13015-75.