Традиции крестьянской избы
Крестьянские дома строились из сосны или ели из-за того, что строительного камня в стране было очень мало. Изба строилась из крупных круглых бревен, которые по четыре соединялись в четырехугольник — венец. Для разных районов конструкции избы были разными. На Севере России избы строили широкие и с глубокими подпольями. Подполье или подвал — род кладовых или погребов, в такие подполья крестьяне ставили на хранение квас, мясо, капусту и грибы. В Южной России избы были узкими и тесными, подполья в них бывали ниже уровня земли. Русская изба, как правило, состояла из одного «покоя» или помещения. Иногда крестьянский дом имел не только собственно «жилую избу», но и холодную горницу, отделяемую от теплой избы сенями. Горницу называли так же «светлицей» и чаще всего там хранили всякую рухлядь. За сенями часто строили просто «клеть» — бревенчатый чулан или кладовую, в которой хранились хозяйственные принадлежности. Главным украшением русской избы являлась печь, которая располагалась в правом «красном» углу. Ее строили на отдельном фундаменте, чтобы печь не покосила избу. Фундамент представлял из себя небольшой сруб, набитый кирпичами, песком и камнями. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. В печи жил покровитель рода — Домовой и с печью связано обилие примет и поговорок:
Не сидят к печи спиной, а то домовой обидится.
Если человек чувствовал, что у него совесть не чиста или на душе «кошки скребут» он грел руки на печи.
Огонь в печи должен гореть постоянно, если он потух хоть на мгновение это считалось дурным признаком.
Приходя сватать невесту сваха первым делом становилась у печи, что на языке символов указывало на цель ее прихода.
Традиционно изба топилась «по-черному», то есть дым из устья печи курился прямо в помещение избы, и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы-дымники выходили наружу). Такой способ топки быстро нагревал помещение при относительно небольшом расходе дров, что было очень важно в долгие холодные зимы. Со второй половины ХVIII века в избах стал появляться потолок, сделанный из тонких бревен. Щели замазывались глиной и закрывались листьями. Если появился потолок, то появился и чердак на котором хранили травы и прочие необходимые в хозяйстве вещи, а если появился чердак, то у нечисти ночами появилось больше места для проделок. Стали говорить , что это не ветер в печи гудит, а нечистый на чердаке гуляет. С распространением потолка в моду входит топка «по-белому», то есть стали появляться печи с дымовыми трубами, выходящими га крышу. Процесс строительства таких изб охватил всю Россию, хотя технология топки требовала гораздо больше дров. Поскольку теперь дым не вился по избе, а уходил прямо в небо, стали говорить, что дым уходит к богам и уносит к ним все — плохое и хорошее, что было в доме. Хозяйки стали кидать в печь клочья кошачьей и медвежьей шерсти и просить богов помочь в проблемах, дать больше урожая, так как верили, что дым унесет их просьбу и подарки к высшим силам. Важную роль играли двери и пороги, с ними так же связано множество поверий и примет.
Девицы, желая узнать, когда выйдут замуж , с завязанными глазами кидали свой туфель и смотрели, куда он попал — если в красный угол к печи — удачное замужество, если за порог — то просто к замужеству, если в чулан — неудачное замужество, если в ведро с водой — муж будет пьяница, если за ворота — быть замужем в дальних краях. Чтоб девица не хитрила и заранее не выбирала место, куда туфель попадет, подружки ее раскручивали пять раз, а после этого она совершала «обряд бросания».
Если кто-либо из домашних или желанных гостей уходил, в этот день пол не мели, так как полагали, что заметут его добрый след, и он назад дороги не найдет. Так что изба играла важную роль в экономической и магической жизни наших предков.