Вертикальный транспорт для жилых и общественных зданий
Сегодня лифт стал самым массовым видом вертикального транспорта вмногоэтажных жилых иадминистративных зданиях. Новое поколение вертикального транспорта требует более качественных систем управления, которые позволят не только сократить время подъема испуска лифта, но ивремя его ожидания.
В России внастоящее время стабильно работает несколько предприятий, выпускающих различные типы лифтов,
вчисле которых пассажирские, грузовые, для лечебных учреждений иинвалидов, магазинов, коттеджей имногоуровневых квартир, панорамные, судовые, тротуарные, для башенных кранов, ЛЭП ит.д. Кроме того, налажен выпуск лифтовых узлов идеталей, электронных компонентов имикропроцессорных устройств для станций управления иприборов безопасности, разработаны сопутствующие программы развития новых перспективных видов вертикального транспорта имногое другое.
Учитывая возросшие запросы строительства иархитектуры уникальных зданий, лифтовая отрасль расширила ассортимент своей продукции, который уже может удовлетворить самые высокие требования, необходимые для создания оригинального внутреннего пространства сооружений.
Так Щербинский лифтостроительный завод, которому только что исполнилось 60лет, выпускал всего 3 модели лифтов, то теперь— до сотни самых разнообразных, включая эксклюзивные. Спомощью Щербинского завода налажено производство пассажирских лифтов на Уральском лифтостроительном заводе, который раньше выпускал только грузовые лифты. Самое мощное вРоссии Карачаровское лифтостроительное производство обеспечивает массовое жилищное строительство Москвы ичастично— регионов России. Осваивается производство лифтов на Таймазинском заводе Башкирии. Ежегодно до 1800 лифтов поставляет вРоссию из Белоруссии Могилевский завод. Во многих городах России силами малых предприятий изготавливаются различные детали, узлы, комплекты не только для современных иперспективных моделей, но идля модернизации лифтов.
Новейшие разработки
Один из лидеров вертикального транспорта России— Карачаровский механический завод совместно со специалистами Ярославского электромеханического завода ELDIN разработали новую модель сбезредукторным приводом, который используется для скоростных лифтов.
Новый компактный привод обладает не только высоким КПД, но ине требует больших габаритов для его размещения. Благодаря незначительному числу механических узлов ииспользованию высококачественных материалов этот привод имеет одно из важных преимуществ— длительный срок эксплуатации.
Лифт сбезредукторным приводом грузоподъемностью 400кг искоростью движения 1,6 м/c был одобрен компетентной комиссией, вкоторой участвовали представители служб эксплуатации, монтажников, надзорных организаций.
Удачно прошли испытания группы из двух лифтов сбезредукторным приводом, работающих водной схеме,— грузоподъемностью 400 и630кг.
Эта новая разработка будет устанавливаться вдомах, где запроектировано по два лифта на жилую секцию, грузоподъемность которых: один— 400, адругой— 1000кг (вместо нынешних 630), увеличив тем самым грузоподъемность без расширения площади шахты. Такая пара сбезредукторным приводом будет работать по групповой схеме. Это значит, что логика системы управления выбирает, какому лифту на какой этаж «подойти» взависимости от того, откуда поступил вызов. Она выбирает ближайший лифт кближайшему этажу. Такая система позволяет работать группе, состоящей максимально из шести лифтов при высоте здания до 32этажей.
Следующий шаг всовершенствовании вертикального транспорта— увеличение его скорости до 2,5м/си4 м/c.
Лифт— это машина, которая нуждается вточном играмотном управлении. Сейчас вся система управления лифтом базируется вмашинном отделении. Именно туда по целому жгуту проводов сходится информация ото всех приборов идатчиков, которые находятся как вкабине, так ившахте. Там ее обрабатывает процессор ивыдает управляющие команды. Как показывает практика, это нерационально как сточки зрения затрат на дорогостоящие медные проводники, так источки зрения скорости обработки информации.
Разработанная новая система управления является как бы распределенной— процессоры распределяются по всему объему шахты. Информация обрабатывается непосредственно вточках ее поступления, итолько результат передается вмашинное отделение,
что позволяет резко сократить количество коммуникационных проводов иувеличить скорость обработки информации. Такая система наилучшим образом подходит для административных зданий, особенно со скоростными лифтами, поскольку позволяет значительно повысить скорость движения подъемников.
Большой вклад вразвитие исоздание новых моделей вертикального транспорта, вкоторых учтен не только отечественный, но изарубежный опыт, внесли московские лифтостроители. Так
ОАО «АК ЛИФТ» создал новый, главный привод лифта, сприменением которого вкорне меняются эксплуатационные икомфортные характеристики. Подобных разработок вмире пока нет.
Такой привод планируется вперспективе устанавливать вновых домах. Вчем его преимущества? Потребление электроэнергии намного ниже, вибрация вообще отсутствует как таковая. Шум примерно на 12–15дБ меньше, чем уобычной лебедки. Новый механизм дешевле на 2тыс. долларов ивесит всего 190кг.
Вопросы безопасности
Проектируя новые перспективные модели, специалисты особое внимание уделяют безопасности лифтов при их эксплуатации.
Проведены эксперименты ивнедряются впрактику строительства лифты, которые не реагируют на вандализм, потому что снабжены тройной системой безопасности, что гарантирует их надежность во время подъема испуска.
В некоторых моделях вцелях безопасности потолки кабин снабжены люком 250350мм для экстренного выхода.
Программа реабилитации инвалидов
ОАО «АК ЛИФТ» стал пионером вобласти разработки средств, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов кобъектам социальной, транспортной иинженерной инфраструктуры города. Активно участвуя вреализации комплексной целевой программы реабилитации инвалидов вМоскве
налажен выпуск лифтов сшириной раздвижных дверей 800мм, что позволяет инвалиду на стандартной кресло-коляске свободно въехать вкабину исамостоятельно подняться на нужный этаж.
Для движения вбоковые стенки кабины вмонтирован блок управления, кнопки которого расположены справа ислева, что дает возможность инвалиду управлять лифтом без посторонней помощи.
Специалисты «АК ЛИФТ» сконструировали специальную платформу, которая может двигаться по кривой инаклонной аппарелям. Вчастности, по перилам лестниц.
В нерабочем состоянии платформа занимает вертикальное положение ине мешает движению по лестнице. Ведутся разработки идругих специальных устройств для подъема инвалидов вобщественный транспорт, врамках комплексной целевой программы реабилитации инвалидов.
Лифты для коттеджей имногоуровневых квартир
Наряду слифтами для жилых домов изданий средней этажности ивысотного строительства лифтовики предлагают новые разработки вертикального транспорта, рассчитанные для коттеджей, двухуровневых квартир иофисных помещений.