Сроки, ресурсы, финансовое планирование - проблемное трио строительства.
Наверное, не стоит скрывать, что цель работы любой коммерческой организации заключается в получении прибыли. Следовательно, цель руководителя - деньги, но деньги, полученные вовремя, в нужном объемё и от тех контрагентов, от которых и нужно их получить.
То есть смысл работы управленца заключается в плановом получении денег, а не в стихийном. Причём, негатив заключается не только в получении денег с опозданием, но и в получении денег раньше запланированной даты платежа. В первом случае всё ясно (когда платят не вовремя, то это всегда плохо). Во втором случае, нужно говорить о том, что неожиданное перечисление средств является подтверждением нечёткого планирования, является фактом, указывающим на то, что компания не может контролировать денежные поступления.
Например, строительная компания с этих самых неожиданных денег, которые поступят на её счёт в конце года, заплатит существенные налоги, которые не были запланированы. Иными словами, здесь актуально сослаться на тезис: «Хороший управленец - это не тот, у которого всегда много денег, а тот, у которого план не отходит от факта». То есть, он заранее знает, какое количество средств и ресурсов ему будет нужно.
Тем не менее, фактическое движение денег часто отходит от планового, несмотря на то, что компании хотят работать без авралов, иметь чёткое представление о «завтрашнем» дне, обладать инструментами воздействия на ситуацию и так далее.
Если взять конкретный пример и поговорить о работе строительных компаний, то здесь фактическое движение денег часто отходит от планового по трём причинам.
Сроки
Срыв сроков - одна из главных причин несвоевременного получения денег. От чёткого соблюдения сроков зависит многое. Причём обладать чёткой информацией нужно не о дате окончания работ, а о дате, когда ещё можно повлиять на ситуацию. Проще говоря, отслеживать сроки нужно в динамике.
Превышение затрат (в частности, на ресурсы)
Ресурсам в строительстве уделяется особое внимание. Причём речь идёт не об экономии ресурсов. Об экономии говорить в данном случае не по месту. Ведь нельзя же, например, наклеить на стену только половину обоев, оставив другую часть стены пустой. Речь идёт о том, что нужно избегать перерасхода и нецелевого использования. Ресурсы - это одна из самых масштабных статей в строительстве.
Если обратить внимание на стандартную смету, то можно увидеть, что занимают они порядка 70 % всего её объёма. Здесь стоит упомянуть о непредвиденных затратах на ресурсы. Очень часто именно они являются причиной недополучения денег. В худшем случае деньги на эти ресурсы не будут перечислены заказчиком вовсе, в лучшем же, они поступят с опозданием, что тоже не является положительным моментом.
Аналитик - красная и зеленая кнопки
Отсутствие финансового планирования
Очевидно, что в том или ином виде любая строительная компания ведёт и календарное, и ресурсное, и финансовое планирование.
Очень часто финансовое планирование ведётся самыми примитивными средствами. Например, используются простые электронные таблицы, в которых содержится ряд данных, теряющих свою актуальность достаточно быстро. Руководство строительной компании в свою очередь убеждено, что чёткое и своевременное финансовое планирование просто невозможно. В связи с этим, компания не имеет адекватного представления о том, в каком объёме, когда и от кого должны быть перечислены средства.
В то же время, компания не совсем чётко представляет, когда и кому она должна заплатить. Например, когда строительная компания уже заплатила за материалы, выясняется, что аванс от заказчика она получила лишь частично (что, к слову говоря, не редкость), и этих денег не хватает на заработную плату и аванс субподрядчику.
Конечно, стоит заметить, что финансовое планирование в условии форс-мажорных обстоятельств или тяжёлых погодных условий (снега, дождя и т.п.) вести крайне сложно, но, если рассматривать стандартную ситуацию, то бюджет движения денежных средств осуществлять вполне возможно (сопоставить по времени поступление и расход денег). Вопрос только в том - как?
Самое главное: нужно сопоставлять условия договоров с заказчиками (условия авансирования) с тем, какие затраты будут возложены собственно на строительную компанию. Например, нужно понимать, что если строительная компания получает от заказчика 30 % аванса от общей суммы какого-либо этапа работ, а подрядчику на оборудование для выполнения этих работ нужно перечислить в два раза больше полученного аванса, то стоит задуматься о способах урегулирования условий аренды оборудования, возможности привлечения собственных средств и так далее.
То есть между условиями договоров с заказчиками и подрядчиками нужно добиваться корректного баланса. А прежде чем браться за выполнение работ, нужно иметь представление о целесообразности их выполнения (определить плановую рентабельность, например). На практике же, многие строительные компании соглашаются с условиями заказчика, т.к. не имеют понятия о том, как же в итоге сложится картина . Кажущиеся сначала перспективные и прибыльные проекты на деле оказываются убыточными.
Аналитик - Пример настройки параметров для пользователя
Подробно о сроках
Для того, чтобы понять можно ли строительной компании уже говорить о срыве сроков и бить тревогу, нужно понимать, о каких сроках идёт речь. То есть, в идеале строительная компания должна каждый день располагать информацией о темпах выполнения строительных работ, чтобы была возможность принять оперативные меры.
Если же работа идёт уже продолжительное время и срок её выполнения подходит к концу, то вероятно, что предпринимать какие-то действия уже поздно. Если же отклонения от запланированных темпов замечены, допустим, по истечении первого месяца (на начальном этапе выполнения работ), то поезд ещё можно догнать.
Но в российском строительном бизнесе под сроком часто понимается некий дедлайн - период, в который что-либо исправить уже невозможно. В то же время, задать некоторую точку возврата в строительстве нельзя, за ситуацией нужно наблюдать в динамике. Например, строительная компания может располагать некоторыми ресурсами и завершить работу за один день. Либо этих ресурсов у неё может не быть - тогда работа, условно говоря, может длиться и неделю.
Фактически, необходимо, чтобы у строительной компании были некие инструменты, которые бы информировали о приближении к критической ситуации. Причём, критерии оценки должны быть разными: в процентном выражении, в днях, в деньгах. То есть те специалисты, которые отвечают за тот или иной участок работы, должны понимать, что является критическим значением.
По десяткам, сотням или тысячам работ, которые выполняет строительная компания, люди просто не могут физически отследить все нюансы. Либо нужен огромный штат сотрудников, либо нужна умная компьютерная программа, которая покажет, что темп работ замедляется. Задача программы - предупредить об этом замедлении и показать, что назревают некоторые проблемы. Механизм должен быть именно предупредительным, показывающим не факт свершившейся проблемы, а приближение к её наступлению. Ведь когда проблема произошла, решать её, как правило, дорого, а иногда просто невозможно. Чем ближе к сроку окончания работ обнаруживается проблема, тем дороже и сложнее её исправление.
Если коснуться вопроса штрафных санкций и представить, что заказчик в случае нарушения сроков не выставил их подрядчику, а просто деньги перечислил позже, то хорошо это или плохо? Например, если деньги за работы, которые должны были длиться неделю, были перечислены лишь через полгода, то это уже совсем другие деньги. Всё равно, что заработная плата сотрудника, получаемая ежемесячно, устраивает его, а та же сумма, получаемая за квартал, - нет. То есть, в случае со строительством нужно смотреть не на абсолютную прибыль объекта, а на прибыль, в соотношении с продолжительностью периода её получения.
В начале материала было сказано о трёх наиболее острых проблемах, существующих в строительстве. О проблеме несоблюдения сроков нам удалось поговорить в рамках данной статьи. Теме ресурсов и материалов, а также финансовому планированию будут посвящены следующие материалы.
Генеральный директор компании «АЛТИУС СОФТ» Травкин А.Л.