Отделка шпоном — фанерование
Тщательно перемешав состав, его наносят шпателем, после высыхания и усадки снова шпаклюют, а уже затем шлифуют. Сучки высверливают, так как при росте влажности основа разбухает больше и на месте сучка образуется впадина. Пробки, которые вставляют в отверстия сучков, должны иметь направление волокон древесины аналогично основе. Последняя операция, проводимая над основой, – шлифование. Иногда делают цинубление – нанесение тонких рисок вдоль волокон, в которые проникает клей, связывающий основу и шпон.
На мебельных фабриках раскрой шпона осуществляют пачками на специальных ножницах, реже на бумагорезательных машинах. Вручную раскрой шпона производят лучковыми пилами и специальными ножами, по линейке. На рис. 1 показаны различные типы ножей для ручного раскроя шпона.
После перечисленных подготовительных работ приступают непосредственно к облицевке шпоном. Для этого на основу с нанесенным глютиновым клеем укладывают шпон поперек основания или наискосок. Почему шпон укладывается именно в этих направлениях? Основание имеет меньшую усадку, а шпон сильно стягивается клеем, поэтому при высыхании на поверхности шпона появятся мелкие трещины. Если же вам необходимо совместить волокна и основания, то вначале наискосок наклеивается дешевый (например, березовый) шпон или легкая ткань – полотно или бязь. Есть и другой рецепт: фанеру, на которую наклеивают шпон, можно предварительно наклеить на совершенно сухую основу, не дающую усадки.
Очень красив шпон из капа, напоминающий по рисунку птичий глаз. Такой шпон со свилеватой структурой (к нему относится древесина карельской березы, тополя) также можно клеить сразу на основу, но только совершенно сухую. И, конечно, не забудьте обезжирить основание, протерев его чистым бензином или ацетоном и дав хорошо просохнуть.
Одним из методов наклейки шпона является облицевка шпоном впритирку. Клей для такой работы берется гуще, чем для склеивания деревянных деталей. Нанеся клей, необходимо дать ему подсохнуть на основании, иначе горячий клей может проступить через шпон, особенно если шпон тонкий и крупнопористый. В результате на поверхности шпона появятся темные пятна, особенно если применялся столярный клей.
Обычно, нанеся на основание клей, через некоторое время прикасаются к поверхности ребром небольшого листа бумаги: если клей «потащился» за бумажкой, затвердевание началось.
При облицовке впритирку клей наносят только под первый лист. За тем, притерев его, смазывают основу под второй лист, укладывая его на первый внахлест, и притирают по всей площади. Далее такую операцию снова повторяют со следующим листом. Затем ножом по линейке прорезают наложенные кромки шпона, приподняв шпон (рис. 2). Шов при высыхании может разойтись, лучше на время скрепить его клеевой лентой, на пример, приклеить вдоль шва полоску скотча.
Часто облицовку впритирку выполняют с помощью клея ПВА, притирая шпон медленными движениями нагретым утюгом. Для сравнительно небольших деталей очень хорош однокомпонентный клей для дерева «Тitebond II». Клей достаточно дорог, но зато быстро высыхает; им удобно выполнять облицовку с использованием винтовых приспособлений.
Обычно изделия, облицованные шпоном, шлифуют мелкодисперсными шкурками, заканчивая нулевкой, а затем покрывают лаком. Процесс лакирования уже был описан выше. Дерево дорогих пород под слоем лака приобретает совершенно иной цвет, отчетливо проявляется его характерная текстура (например, сильно меняется цвет и проявляется текстура у древесины красного дерева). В некоторых случаях необходимо получить цвет деревянного изделия, по вашему мнению, необходимый для гармоничного интерьера. Вы можете подобрать цвет деревянных конструкций под цвет и рисунок обоев, клеевой краски, гардин, мебели. Для этого шпон желательно предварительно окрасить, лучше в растворе краски комнатной температуры, а затем уже облицовывать им основу. Иногда применяют и горячий способ окрашивания, но при холодном способе, в домашних условиях, цвет, как правило, получается более однотонным и устойчивым.
При окраске листы шпона размещают в сосуде на металлической сетке, чтобы осадок красителя со дна не попал на поверхность шпона. Далее шпон промывают в проточной воде, сушат без попадания на поверхность прямых солнечных лучей. Почти высохший шпон кладут под пресс до полного высушивания.
Рецепты некоторых природных и химических красителей дерева уже были приведены выше. Для окрашивания вы можете использовать и сведения, изложенные в табл. 1.
Таблица 1. Красители шпона
Красители | Цвет |
Раствор хлористого калия (на 1л воды 10 г, температура 100°С) | Желтый для шпона из светлой древесины |
Настой дубовых спилок и железного порошка. Выдерживают около пяти дней |
Серый, голубой, черный |
Настой дубовых опилок в растворе железной стружки в уксусе | Иссиня-черный цвет для дубового шпона |
Опустить шпон в раствор уксусной кислоты с добавкой ржавчины, вымачивать сутки. Затем нейтрализовать кислоту раствором питьевой соды |
Черный |
Смесь азотной кислоты с водой (1:1) добавить 1/6 часть (по массе) железных опилок, после их растворения долить воду (1:2) и поставить на двое суток в теплое место. Светлую часть раствора слить и красить им шпон. |
Окраска дубового шпона в цвет «воронова крыла» |
Азотную кислоту разбавить водой, всыпать медный опилки, нагреть до кипения. Остывший раствор развести водой (1:1). После вымачивания древесины нейтрализовать кислоту раствором питьевой соды. |
Синий цвет |
Вымачиваем березовый шпон в течении нескольких суток в растворе сернокислого железа (50 г на 1л воды). Затем промыть проточной водой. |
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом |
Раствор железного купороса | Оливково-зеленый цвет |
Шпон протравить в висмутовой соли, затем выдержать в настое из опилок и коры: - дикой груши- ясеня - ольхи |
Коричневый цвет |
Мы ограничились только самыми простыми приемами изготовления деревянных деталей, которые можно использовать во внутренней отделке частного дома. Если вы займетесь совершенствованием и переделкой интерьера, то обнаружите, что существует много тонкостей, о которых вы даже не подозревали раньше. Это и обжиг шпона в горячем песке, когда удается получить плавные переходы тонов (применяется в основном при наборе из шпона цветочных орнаментов или пейзажей), и маркетри – набор из кусочков шпона разных пород дерева, и интарсия – инкрустация древесной основы древесиной с другими текстурой и цветом, и инкрустация – украшение деревянных предметов вставками из металлов (латуни, меди), кости, перламутра, и выжигание по дереву, и, конечно, резьба по дереву.
Все эти работы требуют навыков, терпения, специальных материалов и инструментов, но главное – увлеченности. Зато интерьеры, включающие такие изделия, всегда оригинальны, красивы и удобны.